Асанова Наталья Демьяновна

Календарно – тематический план на 2019- 2020 учебный год (средняя группа 4- 5 лет). Разработан на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, МА. Васильевой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное      развитие»


Пояснительная записка

«Социально- коммуникативное» развитие детей  проводится во второй половине дня, через планируемые формы работы (беседы, дидактические игры, театрализованные игры, презентации), направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ; позитивных установок к различным видам труда и творчества;  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Основные цели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно  оценивать свои поступки и поступки сверстников;

Развивать  общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать

умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе. 

Формировать  образа Я, уважительное  отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу  детей и взрослых; 

формировать  гендерной, семейной  принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развивать навыки  самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Воспитывать культурно-гигиенические  навыки.

Формировать позитивные установки  к различным видам труда и творчества;

Воспитывать  положительное отношение  к труду, желание трудиться.

Формировать  умения  ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Дать  первичные представления  о труде взрослых, его роли

в обществе и жизни каждого человека.

                     Формирование основ безопасности. 

Формировать  первичные  представления  о безопасном поведении в быту, социуме, природе. 

Воспитывать  осознанное  отношение к выполнению правил безопасности,

осторожного  и  осмотрительного  отношения  к   потенциально  опасным  для  человека  и  окружающего  мира  природы  ситуациям;

Дать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; о правилах безопасности  дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. 

Содержание психолого – педагогической работы


Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Пояснительная записка

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; к окружающим привычку сообща  играть,  трудиться,  заниматься;  стремление  радовать  старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.   

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.


 Целевые ориентиры:

Договариваться с партнерами по игре, сообща играть, трудиться, заниматься;

  Уважительно относиться к окружающим, заботится о малышах, помогать им, с благодарностью относится к помощи;

Оценивать свои поступки и поступки сверстников;

             Иметь  представление о правилах поведения в общественных местах.

Занятия по разделу «Социализация» проводятся по вторникам во вторую половину дня , длительностью 20 минут.

№ Тема Форма проведения Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание

1 Зачем говорят «Здравствуй»?        беседа Картотека «Социализация в средней группе» к. №1 03.09.2019г.

2 «Праздник вежливости» беседа В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.13 10.09.2019г.

3 «Чего не знал воробушек» беседа В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.14 17.09.2019г.

4 «Расскажи друзьям о своей любимой книге» беседа Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» стр.5 24.09.2019г.

5 «Предложи сверстникам новую игру» беседа стр.5 01.10.2019г.

6 «Солнышко-ведрышко» беседа Стр. 6 08.10.2019г.

7 «Играем дружно» беседа Стр.7 15.10.2019г.

8 «Автобус для зверят» беседа Стр.8 22.10.2019г.

9 «Где живут рыбки» беседа Стр. 8 29.10.2019г.

10 «Мы играем» беседа Стр.9 05.11.2019г.

11 «Постарайся успокоить сверстника» беседа Стр.13 12.11.2019г.

12 «День добрых дел» беседа Стр.14 19.11.2019г.

13   «Мы дружные ребята» беседа Стр. 17 26.11.2019г.

14 «Чему нас учит сказка» беседа Стр.23 03.12.2019г.

15 «Мы играем» беседа Стр.24 10.12.2019г.

16 «Гости из деревни Дымково» Стр.25 17.12.2019г.

17 «Как вести себя за столом» Стр.31 24.12.2019г.

18 «Для чего нужны друзья» Стр.34 14.01.2020г.

19 «Почему я хочу быть хорошим» Стр.37 21.01.2020г.

20 «Как быть хорошим другом» Стр.41 28.01.2020г.

21 «Для чего нужны считалки» Стр.44 04.02.2020г.

22 «Неразлучные друзья: взрослые и дети» Стр.45 11.02.2020г.

23 «Зачем нужны вежливые слова» Стр.50 18.02.2020г.

24 «Я нуждаюсь в помощи» Стр.51 25.02.2020г.

25 «У нас в гостях фея Здрасьте» Стр.51 03.03.2020г.

26 «Как поднять другому настроение» Стр.53 10.03.2020г.

27 «Что значит быть отзывчивым?» Стр.58 17.03.2020г.

28 «Я помогаю малышу» Стр.68 24.03.2020г.

29 «Ремонтируем игры» Стр.76 31.03.2020г.

30 «Мы водим хоровод» Стр.72 07.04.2020г.

31 «Мой любимый мультфильм» Стр.70 14.04.2020г.

32 «Не сиди сложа руки- так не будет и скуки» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.49 21.04.2020г.

33 «Доброе дело- правду говорить смело» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.49 28.04.2020г.

34 «Как жить дружно, без ссор» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.28 05.05.2020г.

35 «Правила дружной игры» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.27    12.05.2020г.

36 «К чему ведут ссоры в игре» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.27 19.05.2020г.

37 «Почему нужно уметь уступать» В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.26 26.05.3020г.

итого: 37 занятий в год

4-5 занятия в месяц

1 занятие в неделю


Ребенок в семье и сообществе

Пояснительная записка.

Образ Я. Целью данного раздела является формирование представления о росте и развитии ребенка, его прошлом и будущем. Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома и на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят..

Формировать первичные гендерные представления.

Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.

Детский сад. Цель данного раздела- продолжать знакомить детей с детским

садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить их на место.

Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.

К концу года дети могут:

-самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки;

-знать, что мальчики сильные, смелые, а девочки нежные, женственные);

-убирать игрушки, накрывать на стол;

-замечать изменения в оформлении группы, зала, участка.

Занятия по разделу «Ребенок в семье и сообществе» проводятся по   понедельникам во второй половине дня один раз в две недели, длительностью 20 минут.


№ Тема Форма проведения  Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание 

1 «Моя мама» беседа В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр. 20 02.09.2019г.

2 «Сегодня дошколята, завтра школьники» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №1 16.09.2019г.

3 «Я и моя семья» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №2 30.09.2019г.

4 «Моя семья на фото»

беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №3 14.10. 2019г.

5 «Одежда девочек и мальчиков» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №4 28.10.2019г.

6 «Моя большая семья» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №5 11.11.2019г.

7 «Мой любимый детский сад»

беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №6 28.11. 2019г.

8 «Мои родители меня назвали…»

беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №7 09.12.2019г.

23.12.2019г.

9 «Забота о младших»

беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №8 13.01.2020г.

10 «Наш детский сад - большая семья». беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №9 27.01.2020г.

11 «Кем я буду и каким я буду» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №10 10.02.2020г.

12 «Моя родословная» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №11 02.03.2020г.

13 «Какими мы были в младшей группе» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №12 16.03.2020г.

14 «Поведение девочек и мальчиков». беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №13 30.03.2020г.

15 «Папа на работе». беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №14 13.04.2020г.

16 «Я и мое имя». беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №15 27.04.2020г.

17 «Мои друзья» беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №16 11.05.2020г.

18 «Я житель Волчихи». беседа Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №17 25.05.2020г.


итого: 18 занятий в год

2-3 занятия в месяц

1 занятие  в две недели


Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Пояснительная записка.

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки. следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. 

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить матери- алы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. 

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку иг- рать, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (под- метать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. 

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. 

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по пятницам во вторую половину дня длительностью 20 мин.

№ Тема Форма проведения Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание 

1 Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок) Совместная деятельность  с воспитателем 06.09.2019г.

2 Уборка мусора на участке Труд в природе Картотека прогулок 13.09.2019г.

3 «Умывание» Беседа Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.82 20.09.2019г.

4 Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы Совместная деятельность  с воспитателем 27.09.2019г.

5 Уборка осенних листьев Труд в природе Картотека прогулок 04.10.2019г.

6 «Одевание» Беседа Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.83 11.10.2019г.

7 Уход за игрушками, их мытьё Совместная деятельность  с воспитателем 18.10.2019г.

8 Уборка участка сухих веточек.

Труд в природе Картотека прогулок 25.10.2019г.

9 «Дежурство» Беседа Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.84 01.11.2019г.

10 Стирка кукольной одежды Совместная деятельность  с воспитателем 08.11.2019г.

11 Расчистка дорожек от снега Труд в природе Картотека прогулок 15.11.2019г.

12 «Стирка» Беседа Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.85 22.11.2019г.

Уход за игрушками, их мытьё Совместная деятельность  с воспитателем 29.11.2019г.

14 Расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке Труд в природе Картотека прогулок 06.12.2019г.

15 «Знакомство с трудом медицинского работника» Беседа Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.88 13.12.2019г.

16 Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок) Совместная деятельность  с воспитателем 20.12.2019г.

17 Сгребание снега в определенное место для построек Труд в природе Картотека прогулок 27.12.2019г.

18 «В гостях у музыкального руководителя» Беседа О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр.41 10.01.2020г.

19 Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы Совместная деятельность  с воспитателем 17.01.2020г.

20 Расчистка снега со скамеек Труд в природе Картотека прогулок 24.01.2020г.

21 «Наш любимый плотник» Беседа О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр.49 31.01.2020г.

22 Уход за игрушками, их мытьё Совместная деятельность  с воспитателем 07.02.2020г.

23 Расчистка кормушек от снега, кормление птиц Труд в природе Картотека прогулок 14.02.2020г.

24 Знакомство с работой дворника Беседа Картотека прогулок 21.02.2020г.

25 Стирка кукольной одежды Совместная деятельность  с воспитателем 28.02.2020г.

26 Посыпание скользких дорожек песком Труд в природе Картотека прогулок 07.03.2020г.

27 «Знакомство с трудом почтальона» Беседа «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина, стр.27 14.03.2020г.

28 Уход за игрушками, их мытьё Совместная деятельность  с воспитателем 21.03.2020г.

29 Уборка с участка сухих веточек Труд в природе Картотека прогулок 28.03.2020г.

30 У нас в гостях работник прачечной. Беседа «Занятия по ознакомлению с окружающим» О.В. Дыбина, стр.44 04.04.2020г.

31 Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок) Совместная деятельность  с воспитателем 11.04.2020г.

32 Сбор мусора на участке Труд в природе Картотека прогулок 18.04.2020г.

33 «Профессия продавца» Беседа Картотека «Профессии» 25.04.2020г.

34 Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы Совместная деятельность  с воспитателем 02.05.2020г.

35 Посев семян цветов на клумбах Труд в природе Картотека прогулок 16.05.2020г.

36 «Профессия шофёра» Беседа Картотека «Профессии» 23.05.2020г.

37 Стирка кукольной одежды Совместная деятельность  с воспитателем 30.05.2020г.




Формирование основ безопасности

Пояснительная записка

Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безо¬пасности окружающего мира (экологического сознания).

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

Безопасное поведение в природе:

 -познакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

-формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

-формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

-знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

- развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

-продолжать знакомить с понятиями «улица»,  «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

-уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

-знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями внешнего вида и назначения;

-знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»;

-формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

 - знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

-знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами;

-закреплять умения пользоваться столовыми приборами, ножницами; правила

-знакомить с правилами езды на велосипеде;

-знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми;

- рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Работа по направлению «Безопасность» проводится во вторую половину дня по пятницам, длительностью 20 минут.


№ Тема Форма проведения Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание 

1 «Правила поведения на природе» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.47 06.09.2019г.

2 «Правила безопасного поведения на улицах» беседа Стр. 40 13.09.2019г.

3 «Взаимная забота и помощь в семье» беседа Стр.8 20.09.2019г.

4 «Как устроен мой организм» беседа Стр.30 27.09.2019г.

5 «Опасные насекомые» беседа Стр.49 04.10.2019г.

6 «Твои помощники на дороге» беседа Стр.42 11.10.2019г.

7 «Опасные предметы» беседа Стр.11 18.10.2019г.

8 «Соблюдаем режим дня» беседа Стр.31 25.10.2019г.

9 «Ядовитые растения» беседа Стр.51 01.11.2019г.

10 «Дорожные знаки» беседа Стр.43 08.11.2019г.

11 «Опасные ситуации дома» беседа Стр.13 15.11.2019г.

12 «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко» Стр.33 22.11.2019г.

13 «Зимой на горке» беседа Картотека «Безопасность» к. №3 29.11.2019г.

14 «О правилах поведения в транспорте» беседа Стр.45 06.12.2019г.

15 «Один дома» беседа Стр.15 13.12.2019г.

16 «О правильном питании и пользе витаминов» беседа Стр.36 20.12.2019г.

17 «Как был наказан любопытный язычок» беседа Картотека «Безопасность» к. №2 27.12.2019г.

18 «Знакомство с улицей» беседа Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.17 10.01.2020г.

19 «Если ребенок потерялся» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.16 17.01.2020г.

20 «Правила первой помощи» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.37 24.01.2020г.

21 «Гололед»

беседа Картотека «Безопасность» к. №1 31.01.2020г.

22 «Беседа о правилах дорожного движения» беседа Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.18 07.02.2020г.

23 «Небезопасные зимние забавы» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.25 14.02.2020г.

24 «Врачебная помощь» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.38 21.02.2020г.

25 «Правила поведения при общении с животными» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.56 28.02.2020г.

26 «Наблюдение за светофором» беседа Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.20 07.03.2020г.

27 «О правилах пожарной безопасности» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.20 14.03.2020г.

28 «Как вести себя во время проведения подвижных игр?» беседа Картотека «Безопасность» к. №4 21.03.2020г.

29 «Не все грибы съедобны» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.52 28.03.2020г.

30 «Зачем нужны дорожные знаки» беседа Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.21 04.04.2020г.

31 «Огонь –наш друг, огонь –наш враг!» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.18 11.04.2020г.

32 «Как себя вести в группе» беседа Картотека «Безопасность» к. №5 18.04.2020г.

33 «Помощь при укусах» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.59 25.04.2020г.

34 «В гости к крокодилу Гене» беседа Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.22 02.05.2020г.

35 «Поведение ребенка на детской площадке» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.26 16.05.2020г.

36 «Как вести себя в жару на участке?» беседа Картотека «Безопасность» к. №6 23.05.2020г.

37 «Правила поведения при грозе» беседа К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.53 30.05.2020г.


Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве ,представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»


Формирование элементарных математических представлений.

Пояснительная записка

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных матема¬тических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятель¬ности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количе¬ственным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

- расширение представлений о геометрических фигурах;

- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организа¬ция особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого дей¬ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвое¬ния математического содержания. В процессе обучения широ¬ко используются дидактические игры.

Целевые ориентиры:

 считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);

•  раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастаю¬щем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

• различать левую и правую руки;

• определять части суток.

Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся 1 раз в неделю по средам в первую половину дня, длительностью 20 мин.

Сентябрь 

№ п\п Тема Количество часов Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание 

1 Формирование элементарных математических представлений 1 И.А. Помораева«Формирование элементарных математических представлений»  стр. 12 04.09.2019г.

2 Сравнение двух групп предметов 1 Стр. 12 11.09.2019г.

3 Сравнение двух групп предметов, разных по цвету 1 Стр.13 18.09.2019Г

4 Геометрические фигуры 1 Стр.14 25.09.2019г.


Октябрь 

5 Сравнение двух групп предметов, разных по форме 1 Стр. 15 02.10.2019г.

6 Счет в пределах 3. 1 Стр.17 09.10.2019г.

7 Закрепление счета в пределах 3. 1 Стр.18 16.10.2019г.

8 Счет в пределах 3. 1 Стр.19 23.10.2019г.

9 Порядковое значение числа. 1 Стр. 21 30.10.2019г.


Ноябрь 

10 Образование  числа 4. 1 Стр.23 06.11.2019г.

11 Счет в пределах 4. 1 Стр.24 13.11.2019г.

12 Образование числа5. 1 Стр.25 20.11.2019г.

13 Закрепление счета в пределах 5. 1 Стр.28 27.11.2019г.


Декабрь 

14 Сравнение двух групп предметов на основе счета. 1 Стр.29 04.12.2019г.

15 Знакомство с цилиндром. 1 Стр. 31 11.12.2019г.

16 Закрепление счета в пределах 5. 1 Стр. 32 18.12.2019г.

17 Отсчет предметов в пределах 5. 1 Стр.33 25.12.2019г.


Январь 

18 Счет звуков в пределах 5. 1 Стр. 34 15.01.2020г.

19 Сравнение трех предметов по длине. 1 Стр.35 22.01.2020г.

20 Ориентировка в пространстве (слева, справа, налево, направо) 1 Стр.36 29.01.2020г.



Февраль 

21 Сравнение трех предметов по ширине. 1 Стр.37 05.02.2020г.

22 Умение ориентироваться в пространстве. 1 Стр.39 12.02.2020г.

23 Геометрические фигуры. 1 Стр.40 19.02.2020г.

24 Закрепление счета в пределах 5. 1 Стр.42 26.02.2020г.


Март 

25 Сравнение  предметов по величине (в пределах 5). 1 Стр.43 04.03.2020г.

26 Сравнение трех предметов по высоте. 1 Стр.44 11.03.2020г.

27 Закрепление счета в пределах 5. 1 Стр.45 18.03.2020г.

28 Закрепление знаний о цилиндре. 1 Стр. 46 25.03.2020г.


Апрель 

29 Сравнение цилиндра с кубом и шаром. 1 Стр.48 01.04. 2020Г.

30 Количественный и порядковый счет в пределах 5. 1 Стр.49 08.04.2020г.

31 Сравнение предметов по цвету, форме, величине. 1 Стр.50 15.04.2020г.

32 Сравнение предметов по величине. 1 Стр.51 22.04.2020г.

33 Закрепление знаний о частях суток. 1 Стр.40 29.04.2020г.


Май 

34 Закрепление умения двигаться в заданном направлении. 1 Стр. 43 06.05.2020г.

35 Сравнение предметов по высоте. 1 Стр.44 13.05.2020г.

36 Количественный и порядковый счет. 1 Стр.49 20.05.2020г.

37 Совершенствование представлений о значении слов далеко- близко. 1 Стр.48 27.05.2020г.

итого: 37 занятий в год

4-5 занятия в месяц

1 занятие  в неделю




Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Пояснительная записка

В раздел «Развитие познавательно- исследовательской деятельности» входят «Познавательно- исследовательская деятельность», «Сенсорное развитие», «Проектная деятельность», «Дидактические игры»

Познавательно - исследовательская деятельность.  Цели данного раздела решаются через знакомство детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение  получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Формирование умений выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей  и предлагаемым алгоритмом действий. Учить понимать и использовать в познавательно - исследовательской деятельности модели, предложенные взрослыми.

Сенсорное развитие. Реализация цели данного раздела проходит через решение следующих задач:

- продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности;

-обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с  широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их исследования;

-закреплять ранее полученные ранее навыки обследования предметов и объектов;

-совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

- продолжать знакомить с геометрическими фигурами ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), цветами (красный, синий, зеленый, желтый оранжевый, фиолетовый, белый, серый);

-развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания;

-формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности;

- развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов.

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

-  Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей(кубики, мозаика, пазлы).

-  Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр(«Домино», «Лото»).

-совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать наблюдательность и внимание.

Целевые ориентиры:

активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;

классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету/орнаменту, материалу, плотности, фактуре

формирование  представлений о материалах,  природных явлениях  и времени , состояниях воды, мире растений, предметном мире, геометрических эталонах;

обогащение  словаря  детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений;

знакомство  с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").


Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого  типа.   Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.

Создание условий для развития проектной деятельности

С целью развития проектной деятельности в группе  создается  открытая  атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Регулярно выделяется  время для проектной деятельности, создаются  условия для презентации проектов.

Для  развития проектной деятельности:

• создаются  проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

• регулярно предлагаются  проектные образовательные ситуации  на заданные детьми вопросы;

•поддерживается  детская  автономия: предлагается  детям самим выдвигать проектные решения;

•дети  самостоятельно  планируют свою деятельность при выполнении всего замысла.

 Исследовательский проект «




Дидактические игры. 

Организовывать  дидактические  игры,  объединяя  детей в подгруппы по 2–4 человека; формировать умение  выполнять правила игры ; сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими  играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие;  подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. 


Ознакомление с предметным окружением и миром природы

Пояснительная записка


Ознакомление с предметным окружение.

Целью данного раздела является создание условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать детям о предметах, необходимых детям о разных видах деятельности. Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, цвет.  Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.


  Ознакомление с миром природы.

Целевым ориентиром  данного раздела является расширение представления о природе, знакомство с домашними животными, декоративными рыбками, птицами.

Знакомство детей с представителями пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения.

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах, овощах, ягодах, грибах.

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула), знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3-4 вида дерева.

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада, подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.

Учить замечать изменения в природе.

Рассказывать  об охране растений и животных.

Сезонные изменения.

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Привлекать к участию в сборе семян.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведение птиц на улице.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в  весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать  за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работе в цветнике.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширить представления детей о свойствах песка, воды, камней, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты,  овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

В неделю проводится одно занятие продолжительностью 20 минут, за год проводится 18 занятий.


Целевые ориентиры:


•          Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.

•          Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть.

•          С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка).

•          Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке, селе).

•          Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).

Сентябрь 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата планируемая Дата фактическая Примечание

1 Расскажи о любимых предметах. 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 18 02.09.2019г.

2 «Что нам осень принесла?» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 28 09.09.2019г.

3 «Моя семья» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 19 16.09.2019г.

4 «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 30 23.09.2019г.

5 «Петрушка идет трудиться» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 21 30.09.201г.


Октябрь 

6 «Прохождение экологической трапы» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 33 07.10.2019г.

7 «Мои друзья» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 24 17.10.2019г.

8 «Знакомство с декоративными птицами» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 36 21.10.2019г.

9 «Петрушка идет рисовать» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 26 28.10.2019г.


Ноябрь 

10 «Осенние посиделки» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 38 11.11.2019г.

11 «Детский сад наш так хорош- лучше сада не найдешь» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 27 18.11.2019г.

12 «Скоро зима!» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 41 25.11.2019г.


Декабрь 

13 «Петрушка- физкультурник» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 28 02.12.2019г.

14 «Дежурство в уголке природы» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 43 09.12.2019г.

15 Целевая прогулка «Что такое улица» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 31 18.12.2019г.

16 «Почему растаяла Снегурочка?» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 45 23.12.2019г.

17 «Узнай все о себе, воздушный шарик» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 33 30.12.2019г.


Январь 

18 «Стайка снегирей на ветках рябины» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 48 13.01.2020г.

19 «Замечательный врач» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 34 20.01.2020г.

20 «В гости к деду Природоведу» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 50 27.01.2020г.


Февраль 

21 «В мире стекла» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 36 03.02.2020г.

22 «Рассматривание кролика» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 53 10.02.2020г.

23 «Наша армия» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 37 17.02.2020г.


Март 

24 «Посадка лука» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 54 02.03.2020г.

25 «В мире пластмассы» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 40 16.03.2020г.

26 «Мир комнатных растений» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 57 23.03.2020г.

27 «В гостях у музыкального руководителя» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 41 30.03.2020г.


Апрель 

28 «В гости к хозяйке луга» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 59 06.04.2020Г

29 «Путешествие в прошлое кресла» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 43 13.04.2020г.

30 «Поможем Незнайке вылепить посуду» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 64 20.04.2020г.

31 «Мое село» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 46 27.04.20г.20


Май 

32 «Экологическая тропа весной» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 66 04.05.2020г.

33 «Путешествие в прошлое одежды» 1 О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр. 48 18.05.2020г.

34 «Что мы знаем о фруктах» 1 О.А. Соломенникова «Ознакомление  с природой в детском саду» стр. 69 25.05.2020г.

итого: 

в неделю – 1 занятие

в месяц – 4-5 занятий

в год – 34 занятие








Образовательная область

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива¬ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматиче¬ских правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждения.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать , как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказывать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имеющих места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова- антонимы.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. 

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительную речь.

Грамматический строй речи. 

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

Напомнить правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги!), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать  их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Занятие по развитию речи проводится один раз в две недели продолжительностью 20 минут, в течение года проводится 19 занятий.


ПРИОБЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Пояснительная записка


В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусст¬ва. 

Целями данного раздела является:

- приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

-зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

-поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

-продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные  издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показать, как много можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Сентябрь

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

1 Беседа «Надо ли учиться говорить?» 1 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 27 03.09.2019г.

2 Звуковая культура речи: звуки с и сь. 1 Стр.28 10.09.2019г.

3 Обучение рассказыванию «Наша неваляшка» 1 Стр. 29 17.09.2019г.

4 Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. 1 Стр. 30 24.09.2019г.


Октябрь 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

5 Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» 1 Стр. 31 01.10.2019г.

6 Звуковая культура речи: звуки з и зь. 1 Стр. 32 08.10.2019г.

7 Заучивание русской народной песенки «Тень- тень- потетень» 1 Стр. 33 15.10.2019г.

8 Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описание игрушек. 1 Стр.34 22.10.2019г.

9 Чтение сказки «Три поросенка» 1 Стр.35 29.10.2019г.


Ноябрь 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

10 Звуковая культура  речи: звук ц. 1 Стр.36 05.11.2019г.

11 Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. 1 Стр. 38 12.11.2019г.

12 Составление рассказов об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» 1 Стр.39 19.11.2019г.

13 Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и волк» 1 Стр.41 26.11.2019г.


Декабрь 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

14 Чтение и заучивание стихотворений о зиме. 1 Стр.44 03.12.2019г.

15 Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» 1 Стр.45 10.12.2019г.

16 Звуковая культура речи: звук ш. 1 Стр.46 17.12.2019г.

17 Чтение русской народной сказки «Зимовье» 1 Стр.48 24.12.2019г.


Январь 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

18 Звуковая культура речи: звук ж. 1 Стр.49 14.01.2020г.

19 Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» 1 Стр.50 21.01.2020г.

20 Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» 1 Стр.52 28.01.2020г.

Февраль 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

21 Мини- викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» 1 Стр.53 04.02.2020г.

22 Звуковая культура речи: звук ч. 1 Стр.53 11.02.2020г.

23 Составление рассказов по картине «На полянке» 1 Стр.55 18.02.2020г.

24 Урок вежливости. 1 Стр.56 25.02.2020г.

Март 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

25 Готовимся встречать весну и Международный женский день. 1 Стр.59 03.03.2020г.

26 Звуковая культура речи: звуки щ-ч. 1 Стр. 60 10.03.2020г.

27 Русские сказки (мини викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» 1 Стр.61 17.03.2020г.

28 Составление рассказов по картине. 1 Стр.62 24.03.2020г.

29 Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий хвост»         1 Стр.63 31.03.2020г.


Апрель

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание

30 Звуковая культура речи: звуки л, ль. 1 Стр. 63 07.04.2020г.

31 Обучение рассказыванию: работа с картиной- матрицей и раздаточными карточками. 1 Стр. 65 14.04.2020г.

32 Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок» 1 Стр. 65 21.04.2020г.

33 Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить» 1 Стр.66 28.04.2020г.


Май 

№ Тема Кол-во часов Литература Дата проведения планируемая Дата проведения фактическая Примечание 

34 День Победы 1 Стр.68 05.05.2020г.

35 Звуковая культура речи: звуки р, рь. 1 Стр.69 12.05.2020г.

36 Прощаемся с подготовишками. 1 Стр.70 19.05.2020г.

37 Литературный калейдоскоп. 1 Стр.71 26.05.2020г.


Итого: 1 занятие в неделю

4-5 занятий в месяц

37 занятий в год

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Приобщение к изобразительному искусству

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рас¬сматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Формировать умение понимать содержание произведений искусства.

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скуль¬птура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).

Формировать умение выделять и называть основные средства вырази¬тельности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.

Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Организовать первое посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.

Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.

Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.

Знакомить детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства).

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.


Изобразительная деятельность. 

Продолжать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на продолжение рисовать, лепить вырезать и наклеивать.

Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное  декоративное искусство, скульптура малых форм) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие.

Формировать и закреплять представления о форме предметов, величине, расположении частей.

Помогать детям при передаче сюжета располагать изображение на всем листе соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу отношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло- зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их  при создании изображения.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за линии всей кистью, а узкие линии и точки- концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. 

Занятие по рисованию проводится один раз в неделю продолжительностью 20 минут, в течении года проводится 35 занятий.

Лепка.

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Занятия по лепке проводятся один раз в две недели продолжительностью 20 минут, в течение года проводится   19занятий.

Аппликация.

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных отношений.

Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка). Учить вырезать круглые формы из квадрата и

12 января 2020 в 14:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.