Асанова Наталья Демьяновна

Формирование профессиональной компетентности педагога в процессе самообразования

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

1. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Константин Сергеевич Станиславский

 Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

осуществляется добровольно;

осуществляется сознательно;

планируется, управляется и контролируется самим человеком;

необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение, к конкретному педагогу.

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим»или «плохим». Плохим быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Данная деятельность включает в себя несколько этапов: Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

2. Актуальность

3. Соответствие современным достижениям науки

4. Стабильность

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

6. Оптимальность опыта

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

материалы сети Интернет;

видео, аудио информация на различных носителях;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

уроки коллег;

путешествия и т. д.

9 слайд

5 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

название темы;

цели;

задачи;

предполагаемый результат;

этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчета по проделанной работе.

6 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка и проведение открытых НОД по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

разработка модели образовательного процесса;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

и т. д.

 7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета (результативность).

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знанийсформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»

К. И. Чуковский

• Воспитатель 21 века - это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентностипедагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Номер св-ва 4140854582 09.06.2018 г.

Сетевое издание

 « Педагогический ресурс»

12 января 2020 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.