Асанова Наталья Демьяновна
Мастер – класс. Тема: « Секреты воспитания» «Оптимальные пути решения проблемы»Пояснительная записка Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Сегодня, в общении между людьми, всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно. По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И., Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. , Еромасова А.А. и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании. Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Актуальность Заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей. Инновационная направленность Деловая игра с элементами мастер - класса «Роль родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста» Цель: Создать условия для сплочения родительского коллектива в решении задач духовно - нравственного воспитания детей с помощью деловой игры. Задачи: 1.Познакомить родителей с особенностями духовно - нравственного воспитания детей. 2.Помочь родителям находить оптимальные решения, через создание проблемных ситуациях. Предварительная работа: Подготовить материал для выступления на тему «Секреты воспитания». Методы: словесный, практический. Ожидаемые результаты: 1.Для детей: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; 2. Для родителей: - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Ход собрания: 1.Вводная часть: В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду духовно - нравственных начал». Именно родители, как эмоционально и духовно близкие люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают и понимают своих детей, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. 2.Основная часть: Воспитатель: -Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о духовно - нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком. - Какие духовно - нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.) Одним из важнейших условий успешного развития духовно - нравственных воспитания у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него, но в жизни бывают разные ситуации. Я предлагаю вашему вниманию проблемные ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Ситуация№1: Мальчик провинился и был наказан, отец запретил выходить ему из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его играть на улицу. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Произошёл конфликт между родителями. Вопрос: Почему произошел конфликт между родителями? Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку. Ситуация №2: Девочки очень хотелось сделать для мамы сюрприз, она навела порядок в комнате. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. У мамы было плохое настроение, она не заметила, как постаралась её дочь и никак не отреагировала на поцелуй дочери. Вопрос: Как бы вы поступили на месте мамы? Вывод: Дети нуждается в любви и ласке. Родительский дом - это школа жизни для ребенка. В доме всегда должны царить любовь, справедливость, доброжелательность не только к детям, но и ко всем членам семьи. Чтобы привить эти качества ребёнок должен видеть, как мы сами проявляем любовь к ближним. Ситуация№3: Сын встретил маму, когда она пришла с работы, предложил ей тапочки и помог накрыть на стол. После ужина мальчик вместе с мамой убрал со стола, помыли посуду и сели выполнять задание, которое он не смог выполнить сам. Мама помогла сыну выполнить задание, нежно обняла и поцеловала. Вопрос: Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между мамой и сыном? Вывод: Уважительные отношения друг к другу. Воспитатель: -Как вы думаете, если все правила в семье выполняются, ребёнок состоится как личность? Мы часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: предостерегая наших детей от ошибок, читаем им нотации, даем советы, а в итоге получаем ни те результаты, которые ожидаем. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тем советам, которые мы даем детям в той или иной ситуации? Дети учатся жить у нас. Практическое задание родителям «Загибаем лист» Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка. Вопросы: Вы ругаете своего ребенка, если ……. 1. он испачкал одежду? 2. сломал вашу любимую вещь? 3. раскидывает игрушки и не убирает их на место? 4. не выполняет ваши поручения? 5. закатывает истерики в магазине? Воспитатель: - Расправьте лист. Что на нем осталось? (линии сгиба). Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и в дальнейшем развитие комплексов. А как можно предупредить все эти проблемы? (беседами, объяснениями родителями ребенку, той или иной ситуации) 3.Подведение итогов Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, уверенного в себе, честного человека. И пусть в этой жизни у детей всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель – наставник. Именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Мы в детском саду только подкорректирует то, что вы уже заложили в своих детей. Список литературы 1.Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 23 – 35. 2.Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. 4.Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.] / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с. 18 января 2020 в 17:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.