Асанова Наталья Демьяновна

Мастер – класс. Тема: « Секреты воспитания» «Оптимальные пути решения проблемы»

Пояснительная записка

 Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми.  

 Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Сегодня, в общении между людьми,  всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения достаточно много. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. 

Когда-то многие люди не могли представить свою жизнь без семейных традиций и обычаев, ведь это считалось неизменным условием сплочённой и дружной семьи. Современные родители, чаще всего, слишком заняты или у них просто нет желания. Они могут считать, что это не нужно их семье, но на самом деле это не верно.

По мнению авторитетных психологов и педагогов, таких как Антонова Л.И., Цветкова Н.А., Столетова В.Н., Еник О.А. , Еромасова А.А. и другие, семейные традиции и обычаи необходимы, так как они играют довольно серьезную роль в процессе становления личности ребенка и его духовно-нравственном воспитании.

Детский сад, является первой ступенью становления межличностных отношений, так как именно здесь закладываются основы поведения человека в обществе. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. 

Актуальность   

Заключается в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировании ценностного отношения к жизни, обеспечение устойчивого, гармоничного развития дошкольников, включающего в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности, постижения ими норм и ценностей.

 Инновационная направленность

Деловая игра с элементами мастер - класса

 «Роль родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

 Цель: Создать условия для сплочения  родительского коллектива в решении задач духовно - нравственного воспитания детей с помощью деловой игры.

Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями духовно -  нравственного воспитания детей.

2.Помочь родителям находить оптимальные решения, через создание проблемных ситуациях.

Предварительная работа:

Подготовить материал для выступления на тему «Секреты воспитания».

Методы: словесный, практический. 

Ожидаемые результаты:

1.Для детей:

обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

 2. Для родителей:

реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей.

 Ход собрания:

1.Вводная часть:

В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду духовно - нравственных начал».

Именно родители, как эмоционально и духовно близкие люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают и понимают своих детей, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

2.Основная часть:

 Воспитатель:

-Добрый вечер, уважаемые родители!  Сегодня мы поговорим о духовно - нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.

- Какие духовно - нравственные качества присущи человеку?

 (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)

 Одним из важнейших условий успешного развития духовно - нравственных  воспитания у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него, но в жизни бывают разные ситуации. Я предлагаю вашему вниманию проблемные ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться.

Ситуация№1:

Мальчик провинился и был наказан, отец запретил выходить ему из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его играть  на улицу. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Произошёл конфликт между родителями.

Вопрос: Почему произошел конфликт между родителями?

Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №2:

 Девочки очень хотелось сделать для мамы сюрприз, она  навела порядок  в комнате. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. У мамы было плохое настроение, она не заметила, как постаралась её дочь и никак не отреагировала на поцелуй дочери.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте мамы?

Вывод: Дети нуждается в любви и ласке.

Родительский дом - это школа жизни для ребенка. В доме всегда должны царить любовь, справедливость, доброжелательность не только к детям, но и ко всем членам семьи. Чтобы привить эти качества ребёнок должен видеть, как мы сами проявляем любовь к ближним.

Ситуация№3:

Сын встретил маму, когда она пришла с работы, предложил ей тапочки и помог накрыть на стол. После ужина мальчик вместе с мамой убрал со стола, помыли посуду и сели выполнять задание, которое он не смог выполнить сам. Мама помогла сыну выполнить задание, нежно обняла и поцеловала.

Вопрос: Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между мамой и сыном?

Вывод: Уважительные отношения друг к другу.

 Воспитатель: 

-Как вы думаете, если все правила в семье выполняются, ребёнок состоится как личность?

Мы часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: предостерегая наших детей от ошибок, читаем им нотации, даем советы, а в итоге получаем ни те результаты, которые ожидаем. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тем советам, которые мы даем детям в той или иной ситуации? Дети учатся жить у нас.

Практическое задание родителям

«Загибаем лист»

Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка.

Вопросы:

Вы ругаете своего ребенка, если …….

1. он испачкал одежду?

2. сломал вашу любимую вещь?

3. раскидывает игрушки и не убирает их на место?

4. не выполняет ваши поручения?

5. закатывает истерики в магазине?

 Воспитатель:

- Расправьте лист. Что на нем осталось? (линии сгиба). Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и  в дальнейшем развитие комплексов.

А как можно предупредить все эти проблемы? (беседами, объяснениями родителями ребенку, той или иной ситуации)

 3.Подведение итогов

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, уверенного в себе, честного человека. И пусть в этой жизни у детей всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель – наставник.

Именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Мы в детском саду только подкорректирует то, что вы уже заложили в своих детей.

 Список литературы

1.Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я.  2004. № 4. С. 23 – 35.

2.Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования, №1, 2006. – С. 273 –278.

  3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

  4.Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.] / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 124 с.

18 января 2020 в 17:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.