Асанова Наталья Демьяновна
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД в рамках ФГОС 2020у.г.Цель: Создать условия для педагогов по овладению практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной воспитания дошкольников в НОД в рамках ФГОС Задачи: 1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи. 2. Систематизирование работы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Повышение компетентности педагогов по вопросам духовно - нравственного воспитания детей. 4. Закрепление методов нравственного воспитания: овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей. Форма проведения: Деловая игра с элементами тренинга План проведения: 1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы 2. Нота - До (доброта) 3. Нота – Ре (Родина ) 4. Нота – Ми (моральные принципы) 5. Нота – Фа (работа с фантазией) 6. Нота – Соль (самостоятельность) 7. Нота – Ля (личностно-ориентированный подход) 8. Нота – Си (самосовершенствование педагога) Материалы: 1. Изображение нотного стана 2. Памятка для педагога «Пословицы о доброте» 3. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…» 4. «Палочка-выручалочка» для игры. 1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Воспитание детей происходит в обществе. Именно воспитание ребенка является основополагающим в процессе становления личности. Задача воспитателя – педагога состоит в том, чтобы воспитать в каждом ребенке четкие нравственные ориентиры: доброту, отзывчивость, чувство собственного достоинства, долг, совестливость, доверие. Грамотный подход к ребенку с учетом этих немаловажных факторов, является залогом успешной интеграции дошкольника в окружающее его общество, а верный выбор методов воздействия с учетом психологических и возрастных особенностей, является залогом обучаемости и получения необходимого результата. Глубокое самопознание, четкое определение своего места в этом огромном мире базируется на внутренних источниках духовной силы человека: чувства безопасности, любви и гармонии. «Душа поёт»- каждый из нас не раз слышал эту метафору, а как вы думаете, что это значит? (ответы на заданный вопрос) Всё самое красивое и восхитительное мы зачастую сравниваем с музыкой, а базой любой мелодии являются ноты – их всего 7. И сейчас, мы вместе с вами попытаемся сотворить нашу музыку, которая будет мелодией духовно – нравственного воспитания. 1. Нота - До. Итак, обратите внимание на наш нотный стан. Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно, это добро, доверие, дружелюбие, доброта, душевность. Если мы не будем обладать таким личностными качествами, то наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны. Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (педагогу) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки. 2.Нота – Ре Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно же, это Родина и любовь к родному краю. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. Знакомство детей с историей и культурой родного края, природными ресурсами, климатическими условиями. Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как: - целевые прогулки, экскурсии, - чтение художественной литературы, - проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Алтайского края. 3. Нота – Ми Следующая нота МИ, а у нас это нота будет, называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Нормы морали не являются врожденными. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо . Игровое упражнение « Это я, это я, это все мои друзья» Кто в автобусе молчит, не шумит и не кричит? Кто подкармливает птиц: снегирей, ворон, синиц? Кто прощенья попросил, если плохо поступил? Кто идет, ворон считает, всех на улице толкая? Малышей не обижает и всегда им помогает? Кто внимательным бывает, старшим место уступает? Кто с друзьями любит драться и с взрослыми ругаться? Кто природу обижает, мух, жучков уничтожает? Кто девчонок защищает, за косички их не тянет? Мусор на пол кто бросает, за собой не убирает? Кто игрушки убирает, дома маме помогает? 4. Нота - Фа Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА. Не бойтесь фантазировать, придумывать различные игры, истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные, словесные игры. Вместе с детьми можно придумать сказку « Кораблик», на мотив русской народной сказки «Теремок» 5. Нота – Соль Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, т. к. для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию. Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха. Упражнение «Подари камешек». « Возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход. Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация). Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка». Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу. 7. Нота – Си Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а самосовершенствование педагога. Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым. Я хотела предложить вам игру, « Друзья» Упражнение «Друзья» Правила: Встаньте в одну линию и возьмитесь за руки. Первый должен начать закручиваться и тянуть за собой всех остальных в “спираль”. В таком положении вы должны пройти несколько метров. Можете в конце движения осторожно или присесть на корточки, или наклониться, или подпрыгнуть, а потом раскрутиться обратно, не разъединяясь. Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то развитие гармоничной, самодостаточной и нравственной личности – невозможно. Поэтому, я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия духовно-нравственного воспитания – не фальшивила! Приложение 1. Памятка для педагога Пословицы о доброте Доброму слову – добрый ответ. Доброму везде добро. Добрый человек придет, словно свету принесет. Добрый привет и кошке приятен. Доброму гостю хозяин рад. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Добрый сын – отцу радость, худой – печаль. Кто зря сердит, у того голова болит. Умный себя винит, глупый – своего товарища. Добрый скорее дело делает, чем сердитый. Как аукнется, так и откликнется. Не красна изба углами, а красна пирогами. Чем богаты, тем и рады. Других не суди, на себя погляди. Чего в других не любишь, того сам не делай. Худо тому, кто добра не делает никому. Друзья познаются в несчастье. Любишь взять – люби и дать. Тому тяжело, кто помнит зло. Добро век не забудется. Ласковое слово и бурю укрощает. Добро не умирает, а зло пропадает. Плох человек, коли добра не помнит. Не спеши карать, спеши миловать. Добро помни, а зло забывай. Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помниться. Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра. Слово лечит – слово и ранит
Приложение 2. Памятка для педагога Посеять в детских душах доброту, это значит: 1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей 2. Ласково и только по имени называть детей 3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей 4. Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему 5. Учить с детьми стихи о доброте 6. Составлять с детьми сказки о доброте 7. Использовать пословицы о доброте 8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию 9. Не унижать ребенка 10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете 11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей 12. Найти сильные стороны у каждого ребенка 13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей 14. Не читать длинных нотаций 15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела» 16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.) 17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало 18. Можно вести книгу добрых дел в группе 19. Можно организовывать игры.
18 января 2020 в 20:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.